Конспект урока урока русского языка в 5-6 классе у детей с ОВЗ Герасименко Е.В.

РМО учителей, работающих по адаптированным программам

Конспект урока

5У класс 6 У класс
Тип урока -урок закрепление знаний.
Грамматические признаки имени существительного Правописание окончаний существительных в единственном числе.
Цель урока: закрепление знаний детей о таких грамматических признаках имен существительных, как собственные и нарицательные имена существительные, род и число имен существительных, одушевленные и неодушевленные имена существительные. Задачи урока: Образовательные:

- обобщить и систематизировать знания учащихся об изученных признаках имени существительного;

- закреплять умения и навыки учащихся в определении грамматических признаков имен существительных.

Коррекционные:

- развивать речь, память, внимание учащихся;

-способствовать развитию орфографической зоркости, познавательной активности учащихся, обогащению словарного запаса;

- прививать навыки самоконтроля, письма по правилу.

Воспитательные:

- воспитывать интерес и увлечённость к изучению предмета;

- воспитывать положительные черты характера учащихся (усидчивость, трудолюбие, самостоятельность).

Цель урока: закрепление знаний детей о правописаниибезударных падежных окончаний имен существительных единственного числа. Задачи урока: Образовательные:

- актуализировать знания учащихся об изученных признаках имени существительного;

- отработать последовательность действий при написании безударных падежных окончаний имён существительных и применение данных действий на практике, посредством выполнения различных упражнений.

Коррекционные:

- развивать речь, память, внимание учащихся;

-способствовать развитию орфографической зоркости, познавательной активности учащихся, обогащению словарного запаса;

- прививать навыки самоконтроля, письма по правилу.

Воспитательные:

- воспитывать интерес и увлечённость к изучению предмета;

- воспитывать положительные черты характера учащихся (усидчивость, трудолюбие, самостоятельность).

(На доске написано число. Классная работа. Закрыто ватманом). Орг. момент. - Здравствуйте, ребята! Садитесь. Какое сейчас время года? (Зима) Какой месяц? (Декабрь). А какой месяц зимы по счету? (Первый). Какое сегодня число?

Правильно, двадцатое! (Педагог открывает число на доске). Запишите в тетрадь число, классная работа. (Дети записывают).

- Какой праздник мы с вами будем скоро праздновать, в конце декабря? Правильно, Новый год. А без чего невозможно представить празднование Нового года? Без какого атрибута? Правильно, без новогодней ёлки!

Давайте подумаем, слово ЁЛКА к какой части речи относится?

(Прикрепляет табличку ЁЛКАмагнитами к доске)

- Правильно, елка – существительное. А как вы определили, что это слово относится к части речи СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ? (Ответы детей:Потому что ёлка обозначает предмет и отвечает на вопрос что?)

(Крепит к доске нарисованную ёлку на ватмане вместо табл. со словом)

- Представим, что вот эта ёлка - существительное. И сегодня на уроке мы будем наряжать нашу ёлочку. А чем мы можем её нарядить? (Ответы детей) Не простыми шариками, а шариками, обозначающими признаки существительного. Вы будете работать в паре. Каждая парта – это команда. Та команда, которая первая правильно выполнит задание, будет получать от меня приз в виде елочной игрушки. А в конце урока вы этими игрушкамитоже украсите нашу ёлочку, дополните образ.

Ход урока

1 задание:

- У вас на партах есть карточки. На одной карточке написано: кто?, на другой: что?

Каждой команде надо придумать по пять слов, отвечающих на этот вопрос и вписать в карточку. Кто справится быстрее, получает от меня приз. (Дети выполняют задание).

- А теперь договоритесь, кто из команды будет отвечать. Кто-то один зачитает то, что вы написали. Молодцы! (Тем кто первыми выполнил задание педагог даёт приз).

- Итак! Первый признак имени существительного, это то, что он обозначает предмет и отвечает на вопрос: Кто? Что? Первые шарики (ёлочные украшения) с надписью вопросов отправляются на ёлку.

2 задание:

- Обычно под ёлку принято класть подарки. А подарки кладут в коробки. Вот у нас сейчас на доске прикреплены как будто три коробки с подарками. Каждая коробка – это род имени существительного. Сейчас мы с помощью жеребьёвки решим, какая коробка достанется какой команде.

(Проводит жеребьёвку с помощью маленьких квадратиков рубашкой кверху. Дети переворачивают листик, там написан род. Три команды, три рода.)

- Ваша задача: по сигналу, придумать и записать по пять слов к каждому роду на доске, под коробкой.

- Молодцы! (Тем кто первыми выполнил задание педагог даёт приз).

- Итак! Второй признак имени существительного, который мы сегодня вспомнили - это род. Продолжаем украшать нашу ёлочку. (Шарик с надписью РОД отправляется на ёлку).

Физ.минутка:

- А теперь я попрошу все команды встать. Выйти из-за парты в проход м/ду партами. Будем определять следующий признак имени существительного. Это одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Когда я вам буду называть существительное одушевлённое, вы должны хлопнуть в ладоши, а когда неодушевленное, топнуть ногой один раз. Начали: стол, дом, кот, кукла, птица, тетрадь, воробей, конь, дерево, петух, окно. Молодцы! Присаживайтесь тихонько за парты. А мы снова украшаем нашу ёлочку шариками с двумя признаками имени существительного.

(Можно разместить на доске перфокарту на которой будет написано одушевленное и изображены ладошки, неодушевленное и изображены сапоги).

3 задание:

- Вам даны карточки.

Игра «Найди пару»

- Какие имена существительные записаны в 1 столбик? Как они пишутся?

- А какие словаво 2 столбике? Как они пишутся в русском языке?

- Соедините стрелками слова первого столбика со словами второго столбика:

котАбакан

городЖербатиха

деревняТрактовая

рекаКизир

улицаАртём

мальчикМатроскин

(Дети выполняют задания в карточке)

- Спишите в тетрадь слова в столбик парами, имя собственное с нарицательным вместе. Большую букву в собственных именах существительных подчеркните.(Дети выполнили задание).

- Молодцы! (Тем, кто первыми выполнил задание, педагог даёт приз).

- А на ёлку отправляется еще два шарика с названием признаков имени сущ. Как называются эти признаки? – имя собственное и нарицательное.

- А теперь обратите внимание на нашу ёлку. Что мы можем сказать о тех признаках, которыми мы украсили её. Какие это признаки? (Постоянные). Правильно! Мы с вами украсили постоянными признаками нашу елку. А какие еще бывают признаки?

Правильно! Изменяющиеся! И к ним относится число и падеж.

4 задание:

- Вам даются всем карточки с одинаковым текстом. Только задания будут разные для каждой команды. Первая команда из 5 У класса должна выписать из текста существительные в ед.ч, вторая команда выпишет сущ. во мн.ч., а третья команда из 6 У класса определит с помощью памятки в каком падеже употреблено имя существительное река в тексте и сверху над этим словом напишет падеж.

Карточка с текстом:

Около нашей деревни красивая река. Дорога к реке идёт через рощу по узкой дорожке. Вокруг травы и яркие цветы. Вода в речке чистая. Через воду видны рыбки, камешки, песок.

- От каждой команды один отвечающий. Встаём и с места отвечаем. Молодцы! (Тем, кто первыми выполнил задание, педагог даёт приз).

- А на ёлку отправляется еще два шарика с названием изменяющихсяпризнаков имени существительного. Как будут называться наши шары? – число и падеж.

Посмотрите на нашу ёлку, какая она стала нарядная! Давайте еще раз прочитаем названия признаков имени сущ., которые мыс вами изучили, а 6 класс повторил…. (перечисляют все, что есть на елке). Команда 6 У класса. Обращаюсь к вам. Какой постоянный признак имени существительного мы еще на елку не поместили? 5 У класс еще эту тему не изучал, а вы знаете. (Ответы детей). Правильно! Склонение!(Прикрепляет шар с названием – склонение).

Примечание:шары с постоянными признаками были выполнены в синем цвете, а шары с изменяющимися признакамив красном цвете.)

- Обратите внимание на нашу ёлку, почему шары на ёлке разного цвета? (Потому что признаки имени существительного бывают постоянными и изменяющимися.) Каких признаков больше, постоянных или изменяющихся? Правильно! Постоянных.

А теперь я предлагаю выйти по одному представителю от каждой команды и поместить на ёлку ваши призовые шарики! (Дети украшают елку. У детей шарики разного цвета).

- Дальше вы будете работать самостоятельно. Благодарю команды за активное участие!

5 задание (индивидуальное) 5 задание (индивидуальное)
Возьмите карточку с заданием № 5, пользуясь памяткой, сделайте грамматический разбор существительных: страна, дом, степь.

ПАМЯТКА № 1

1.Название частиречи; на какой вопрос отвечает в тексте.

2.Начальная форма (поставить вИ.п., ед. ч.):

- кто? что?

3.Постоянные признаки:

- род

- склонение

- одушевлённое, неодушевлённое

- собственное, нарицательное

4.Изменяющиеся признаки (Форма, в которой слово употреблено в предложении):

- число

- падеж

5.Роль в предложении (главный или второстепенный член).

Пример:

В огороде стоит пугало.

1.В огороде – в чём?, имя сущ. 2.Н.ф – что? огород 3.М.р., 2 скл., неодуш., нариц.

4.Ед.ч., П.п.

5.Втор.ч.

1.Пугало – что?, имя сущ. 2.Н.ф. – что? пугало 3.С.р., 2 скл., неодуш., нариц.

4.Ед.ч., И.п.

5.Гл. ч.

- Давайте проверим, как вы выполнили это задание! (Дети отвечают с места).

Возьмите карточку с заданием № 5. -Перед вами группы слов. Найдите в каждой группе лишнее слово. Подчеркните. Обоснуйте свой ответ устно. Кто первый задание выполнит, поднимает руку.

Весна, река, стекло.

Стена, сверло, озеро.

Скворец, гора, звонок.

Вьюга, дочь, рысь.

____________________________________

- Умницы! А теперь послушайте меня внимательно и ответьте устно.

Закончите фразу:

В первом склонении,Помню даже во сне,
В предложном и дательном
Пишется ….е

И во втором склоненииВ предложном падеже
Пишу я без сомнения,
Окончание…е

А в третьем склонении,

Не ошибись, смотрИ,
В родительном, дательном,
Даже в предложном
Всегда я пишу
Окончание …и

6 задание (индивидуальное)

- Открывайте учебник на стр. ___ Самостоятельно выполняйте упражнение №________ .

Потом поменяйтесь тетрадями и проверьте друг друга. Карандашиком исправьте ошибки у соседа.

6 задание (индивидуальное)

- Возьмите карточку № 6

Задание: пользуясь памятками № 2 и № 3, определи склонение и падеж существительных, вставь окончание.

(Пока дети выполняют это задание педагог проверяет у 5 кл выполнение 5 задания)

На площад…, о побед…, на берёз…, о берез…, в очеред…, об опасност…, на служб…, к ноч…, у застёжк…, впамят…, о мир…, на сирен…, о мудрост….

- Напоминаю, для того чтобы нам правильно выполнить это задание, нужно определить падеж, затем поставить существительное в Н.ф.

Например, на площад… - на чём? Предложный падеж, Н.ф. - площадь, ж.р., нулевое окончание, значит 3 склонение. Смотрим в памятку-подсказку где мы склоняли существительное в 3 склонении. Какое окончание у существительных в 3 склонении в предложном падеже? Правильно – И

(Дети выполнили задание)

- Давайте проверим, как вы выполнили это задание! Кто будет первым отвечать?

Молодцы!

- Ребята, давайте подумаем, над какой темой мы с вами весь урок работали сегодня? Что мы определяли, вспоминали? Наша ёлочка была сегодня чем? (Именем существительным), а наряжали мы ее чем? Шариками с признаками имени существительного. Значит тема нашего урока будет звучать как? Грамматические признаки имени существительного. - А с вами мы сегодня чем занимались? (Повторили вместе с пятым классом признаки имени существительного.) Ещё с чем мы работали. Что вы делали? Определяли окончания имён существительных. В каком числе были эти существительные? (В единственном) Значит тема нашего урока будет звучать как?... Правописание окончаний существительных в единственном числе.
Итог урока

Рефлексия:

После того, как дети выполнили всю классную работу

педагог раздаёт детям белые «шарики».

- Ребята, я вам предлагаю украсить эти шарики так, чтобы я и наши гости могли понять с каким настроением вы заканчиваете этот урок?Если у вас хорошее настроение, вам было интересно на уроке, можете нарисовать улыбку. Если вам грустно или что-то вам не понравилось, изобразите грустный смайлик. У вас есть на столах карандаши. Можете раскрасить свои шарики разными цветами. А на обратной стороне шарика написать для меня короткую записку. В ней вы можете описать, то, что хотели бы сказать о нашем сегодняшнем уроке, но при гостях, стесняетесь.

(После того как дети нарисовали смайлики.)

- Ребята! Ёлочку мы нарядили. Скоро Новый год. За вашу продуктивную работу на уроке и хорошее поведение дедушка Мороз вас решил наградить сегодня небольшими подарочками. (Раздаёт мешочки со сладостями).

- На этом урок закончен. Скажите до свидания нашим гостям и выходите на перемену!

ПАМЯТКА № 2

Название падежей Вопросы Предлоги
Именительный Кто? Что? (есть)
Родительный Кого? Чего? (нет) без, у, до, от, с, около, из, возле, после, для, вокруг
Дательный Кому? Чему? (дам) к, по
Винительный Кого? Что? (вижу) в, за, на, про, через
Творительный Кем? Чем? (горжусь) за, над, под, перед, с
Предложный О ком? О чём? (думаю) в, на, о, об, обо, при

ПАМЯТКА № 3

Склонение имён существительных

1 скл.

сущ. ж.р. и м.р.

на – а (-я)

2 скл. сущ. м.р. с нулев. оконч., сущ. ср.р. на –о, - е 3 скл. сущ. ж.р. с нулев. оконч.
Единственное число
И.п. сестра, дядя Р.п.сестры, дяди Д.п.сестре, дяде

В.п.сестру, дядю

Т.п.сестрой, дядей

П.п.(о) сестре, (о)дяде

И.п. бак, окно,поле Р.п.бака, окна,поля Д.п.баку, окну,полю

В.п.бак, окно,поле

Т.п.баком, окном,полем

П.п.(о)баке, (о)окне, (о)поле

И.п. мысль Р.п.мысли Д.п.мысли

В.п.мысль

Т.п.мыслью

П.п.(о) мысли

12:56
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...