Конспект урока урока русского языка в 5-6 классе у детей с ОВЗ Герасименко Е.В.
РМО учителей, работающих по адаптированным программам
Конспект урока
5У класс | 6 У класс | ||||
Тип урока -урок закрепление знаний. | |||||
Грамматические признаки имени существительного | Правописание окончаний существительных в единственном числе. | ||||
Цель урока: закрепление знаний детей о таких грамматических признаках имен существительных, как собственные и нарицательные имена существительные, род и число имен существительных, одушевленные и неодушевленные имена существительные. Задачи урока: Образовательные: - обобщить и систематизировать знания учащихся об изученных признаках имени существительного; - закреплять умения и навыки учащихся в определении грамматических признаков имен существительных. Коррекционные: - развивать речь, память, внимание учащихся; -способствовать развитию орфографической зоркости, познавательной активности учащихся, обогащению словарного запаса; - прививать навыки самоконтроля, письма по правилу. Воспитательные: - воспитывать интерес и увлечённость к изучению предмета; - воспитывать положительные черты характера учащихся (усидчивость, трудолюбие, самостоятельность). | Цель урока: закрепление знаний детей о правописаниибезударных падежных окончаний имен существительных единственного числа. Задачи урока: Образовательные: - актуализировать знания учащихся об изученных признаках имени существительного; - отработать последовательность действий при написании безударных падежных окончаний имён существительных и применение данных действий на практике, посредством выполнения различных упражнений. Коррекционные: - развивать речь, память, внимание учащихся; -способствовать развитию орфографической зоркости, познавательной активности учащихся, обогащению словарного запаса; - прививать навыки самоконтроля, письма по правилу. Воспитательные: - воспитывать интерес и увлечённость к изучению предмета; - воспитывать положительные черты характера учащихся (усидчивость, трудолюбие, самостоятельность). | ||||
(На доске написано число. Классная работа. Закрыто ватманом). Орг. момент. - Здравствуйте, ребята! Садитесь. Какое сейчас время года? (Зима) Какой месяц? (Декабрь). А какой месяц зимы по счету? (Первый). Какое сегодня число? Правильно, двадцатое! (Педагог открывает число на доске). Запишите в тетрадь число, классная работа. (Дети записывают). - Какой праздник мы с вами будем скоро праздновать, в конце декабря? Правильно, Новый год. А без чего невозможно представить празднование Нового года? Без какого атрибута? Правильно, без новогодней ёлки! Давайте подумаем, слово ЁЛКА к какой части речи относится? (Прикрепляет табличку ЁЛКАмагнитами к доске) - Правильно, елка – существительное. А как вы определили, что это слово относится к части речи СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ? (Ответы детей:Потому что ёлка обозначает предмет и отвечает на вопрос что?) (Крепит к доске нарисованную ёлку на ватмане вместо табл. со словом) - Представим, что вот эта ёлка - существительное. И сегодня на уроке мы будем наряжать нашу ёлочку. А чем мы можем её нарядить? (Ответы детей) Не простыми шариками, а шариками, обозначающими признаки существительного. Вы будете работать в паре. Каждая парта – это команда. Та команда, которая первая правильно выполнит задание, будет получать от меня приз в виде елочной игрушки. А в конце урока вы этими игрушкамитоже украсите нашу ёлочку, дополните образ. Ход урока 1 задание: - У вас на партах есть карточки. На одной карточке написано: кто?, на другой: что? Каждой команде надо придумать по пять слов, отвечающих на этот вопрос и вписать в карточку. Кто справится быстрее, получает от меня приз. (Дети выполняют задание). - А теперь договоритесь, кто из команды будет отвечать. Кто-то один зачитает то, что вы написали. Молодцы! (Тем кто первыми выполнил задание педагог даёт приз). - Итак! Первый признак имени существительного, это то, что он обозначает предмет и отвечает на вопрос: Кто? Что? Первые шарики (ёлочные украшения) с надписью вопросов отправляются на ёлку. 2 задание: - Обычно под ёлку принято класть подарки. А подарки кладут в коробки. Вот у нас сейчас на доске прикреплены как будто три коробки с подарками. Каждая коробка – это род имени существительного. Сейчас мы с помощью жеребьёвки решим, какая коробка достанется какой команде. (Проводит жеребьёвку с помощью маленьких квадратиков рубашкой кверху. Дети переворачивают листик, там написан род. Три команды, три рода.) - Ваша задача: по сигналу, придумать и записать по пять слов к каждому роду на доске, под коробкой. - Молодцы! (Тем кто первыми выполнил задание педагог даёт приз). - Итак! Второй признак имени существительного, который мы сегодня вспомнили - это род. Продолжаем украшать нашу ёлочку. (Шарик с надписью РОД отправляется на ёлку). Физ.минутка: - А теперь я попрошу все команды встать. Выйти из-за парты в проход м/ду партами. Будем определять следующий признак имени существительного. Это одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Когда я вам буду называть существительное одушевлённое, вы должны хлопнуть в ладоши, а когда неодушевленное, топнуть ногой один раз. Начали: стол, дом, кот, кукла, птица, тетрадь, воробей, конь, дерево, петух, окно. Молодцы! Присаживайтесь тихонько за парты. А мы снова украшаем нашу ёлочку шариками с двумя признаками имени существительного. (Можно разместить на доске перфокарту на которой будет написано одушевленное и изображены ладошки, неодушевленное и изображены сапоги). 3 задание: - Вам даны карточки. Игра «Найди пару» - Какие имена существительные записаны в 1 столбик? Как они пишутся? - А какие словаво 2 столбике? Как они пишутся в русском языке? - Соедините стрелками слова первого столбика со словами второго столбика: котАбакан городЖербатиха деревняТрактовая рекаКизир улицаАртём мальчикМатроскин (Дети выполняют задания в карточке) - Спишите в тетрадь слова в столбик парами, имя собственное с нарицательным вместе. Большую букву в собственных именах существительных подчеркните.(Дети выполнили задание). - Молодцы! (Тем, кто первыми выполнил задание, педагог даёт приз). - А на ёлку отправляется еще два шарика с названием признаков имени сущ. Как называются эти признаки? – имя собственное и нарицательное. - А теперь обратите внимание на нашу ёлку. Что мы можем сказать о тех признаках, которыми мы украсили её. Какие это признаки? (Постоянные). Правильно! Мы с вами украсили постоянными признаками нашу елку. А какие еще бывают признаки? Правильно! Изменяющиеся! И к ним относится число и падеж. 4 задание: - Вам даются всем карточки с одинаковым текстом. Только задания будут разные для каждой команды. Первая команда из 5 У класса должна выписать из текста существительные в ед.ч, вторая команда выпишет сущ. во мн.ч., а третья команда из 6 У класса определит с помощью памятки в каком падеже употреблено имя существительное река в тексте и сверху над этим словом напишет падеж.
Карточка с текстом: Около нашей деревни красивая река. Дорога к реке идёт через рощу по узкой дорожке. Вокруг травы и яркие цветы. Вода в речке чистая. Через воду видны рыбки, камешки, песок. - От каждой команды один отвечающий. Встаём и с места отвечаем. Молодцы! (Тем, кто первыми выполнил задание, педагог даёт приз). - А на ёлку отправляется еще два шарика с названием изменяющихсяпризнаков имени существительного. Как будут называться наши шары? – число и падеж. Посмотрите на нашу ёлку, какая она стала нарядная! Давайте еще раз прочитаем названия признаков имени сущ., которые мыс вами изучили, а 6 класс повторил…. (перечисляют все, что есть на елке). Команда 6 У класса. Обращаюсь к вам. Какой постоянный признак имени существительного мы еще на елку не поместили? 5 У класс еще эту тему не изучал, а вы знаете. (Ответы детей). Правильно! Склонение!(Прикрепляет шар с названием – склонение). Примечание:шары с постоянными признаками были выполнены в синем цвете, а шары с изменяющимися признакамив красном цвете.) - Обратите внимание на нашу ёлку, почему шары на ёлке разного цвета? (Потому что признаки имени существительного бывают постоянными и изменяющимися.) Каких признаков больше, постоянных или изменяющихся? Правильно! Постоянных. А теперь я предлагаю выйти по одному представителю от каждой команды и поместить на ёлку ваши призовые шарики! (Дети украшают елку. У детей шарики разного цвета). - Дальше вы будете работать самостоятельно. Благодарю команды за активное участие! | |||||
5 задание (индивидуальное) | 5 задание (индивидуальное) | ||||
Возьмите карточку с заданием № 5, пользуясь памяткой, сделайте грамматический разбор существительных: страна, дом, степь. ПАМЯТКА № 1
1.Название частиречи; на какой вопрос отвечает в тексте. 2.Начальная форма (поставить вИ.п., ед. ч.): - кто? что? 3.Постоянные признаки: - род - склонение - одушевлённое, неодушевлённое - собственное, нарицательное 4.Изменяющиеся признаки (Форма, в которой слово употреблено в предложении): - число - падеж 5.Роль в предложении (главный или второстепенный член). Пример:
- Давайте проверим, как вы выполнили это задание! (Дети отвечают с места). | Возьмите карточку с заданием № 5. -Перед вами группы слов. Найдите в каждой группе лишнее слово. Подчеркните. Обоснуйте свой ответ устно. Кто первый задание выполнит, поднимает руку. Весна, река, стекло. Стена, сверло, озеро. Скворец, гора, звонок. Вьюга, дочь, рысь. ____________________________________ - Умницы! А теперь послушайте меня внимательно и ответьте устно. Закончите фразу: В первом склонении,Помню даже во сне, | ||||
6 задание (индивидуальное) - Открывайте учебник на стр. ___ Самостоятельно выполняйте упражнение №________ . Потом поменяйтесь тетрадями и проверьте друг друга. Карандашиком исправьте ошибки у соседа. | 6 задание (индивидуальное) - Возьмите карточку № 6 Задание: пользуясь памятками № 2 и № 3, определи склонение и падеж существительных, вставь окончание. (Пока дети выполняют это задание педагог проверяет у 5 кл выполнение 5 задания) На площад…, о побед…, на берёз…, о берез…, в очеред…, об опасност…, на служб…, к ноч…, у застёжк…, впамят…, о мир…, на сирен…, о мудрост…. - Напоминаю, для того чтобы нам правильно выполнить это задание, нужно определить падеж, затем поставить существительное в Н.ф. Например, на площад… - на чём? Предложный падеж, Н.ф. - площадь, ж.р., нулевое окончание, значит 3 склонение. Смотрим в памятку-подсказку где мы склоняли существительное в 3 склонении. Какое окончание у существительных в 3 склонении в предложном падеже? Правильно – И (Дети выполнили задание) - Давайте проверим, как вы выполнили это задание! Кто будет первым отвечать? Молодцы! | ||||
- Ребята, давайте подумаем, над какой темой мы с вами весь урок работали сегодня? Что мы определяли, вспоминали? Наша ёлочка была сегодня чем? (Именем существительным), а наряжали мы ее чем? Шариками с признаками имени существительного. Значит тема нашего урока будет звучать как? Грамматические признаки имени существительного. | - А с вами мы сегодня чем занимались? (Повторили вместе с пятым классом признаки имени существительного.) Ещё с чем мы работали. Что вы делали? Определяли окончания имён существительных. В каком числе были эти существительные? (В единственном) Значит тема нашего урока будет звучать как?... Правописание окончаний существительных в единственном числе. | ||||
Итог урока Рефлексия: После того, как дети выполнили всю классную работу педагог раздаёт детям белые «шарики». - Ребята, я вам предлагаю украсить эти шарики так, чтобы я и наши гости могли понять с каким настроением вы заканчиваете этот урок?Если у вас хорошее настроение, вам было интересно на уроке, можете нарисовать улыбку. Если вам грустно или что-то вам не понравилось, изобразите грустный смайлик. У вас есть на столах карандаши. Можете раскрасить свои шарики разными цветами. А на обратной стороне шарика написать для меня короткую записку. В ней вы можете описать, то, что хотели бы сказать о нашем сегодняшнем уроке, но при гостях, стесняетесь. (После того как дети нарисовали смайлики.) - Ребята! Ёлочку мы нарядили. Скоро Новый год. За вашу продуктивную работу на уроке и хорошее поведение дедушка Мороз вас решил наградить сегодня небольшими подарочками. (Раздаёт мешочки со сладостями). - На этом урок закончен. Скажите до свидания нашим гостям и выходите на перемену! |
ПАМЯТКА № 2
Название падежей | Вопросы | Предлоги |
Именительный | Кто? Что? (есть) | |
Родительный | Кого? Чего? (нет) | без, у, до, от, с, около, из, возле, после, для, вокруг |
Дательный | Кому? Чему? (дам) | к, по |
Винительный | Кого? Что? (вижу) | в, за, на, про, через |
Творительный | Кем? Чем? (горжусь) | за, над, под, перед, с |
Предложный | О ком? О чём? (думаю) | в, на, о, об, обо, при |
ПАМЯТКА № 3
Склонение имён существительных
1 скл. сущ. ж.р. и м.р. на – а (-я) | 2 скл. сущ. м.р. с нулев. оконч., сущ. ср.р. на –о, - е | 3 скл. сущ. ж.р. с нулев. оконч. |
Единственное число | ||
И.п. сестра, дядя Р.п.сестры, дяди Д.п.сестре, дяде В.п.сестру, дядю Т.п.сестрой, дядей П.п.(о) сестре, (о)дяде | И.п. бак, окно,поле Р.п.бака, окна,поля Д.п.баку, окну,полю В.п.бак, окно,поле Т.п.баком, окном,полем П.п.(о)баке, (о)окне, (о)поле | И.п. мысль Р.п.мысли Д.п.мысли В.п.мысль Т.п.мыслью П.п.(о) мысли |