Полномочия руководителя

Руководители образовательных организаций

Полномочия руководителя
Требования к кандидату на должность директора и заведующего содержит профстандарт руководителя образовательной организации, который вступит в силу с 1 марта 2022 года. Документ меняет требования к образованию, обучению, опыту работы и обязанностям руководителя по сравнению с ЕКС. 
Изменения смотрите в таблице.
Показатель Как было по ЕКС Как стало по профстандарту
Образование и обучение Один из двух вариантов: 1. Высшее образование по направлениям «Государственное и муниципальное управление», «Менеджмент», «Управление персоналом». 2. Высшее и ДПО в области государственного и муниципального управления или менеджмента и экономики Увеличили количество вариантов до четырех. Уточнили уровень образования: бакалавриат, специалитет или магистратура. Предусмотрели обязательное наличие образования по направлению «Образование и педагогические науки» или профпереподготовки в сфере образования и педагогических наук
Опыт работы Минимум 5 лет: — на педагогических должностях, если получили высшее образование по направлениям «Государственное и муниципальное управление», «Менеджмент», «Управление персоналом»; — на педагогических или руководящих должностях, если получили высшее образование и ДПО в области государственного и муниципального управления или менеджмента и экономики Убрали зависимость от направления высшего образования. Достаточно опыта работы на педагогических или руководящих должностях. Уточнили, что опыт работы должен быть именно в образовательных организациях
Обязанности Общий перечень для руководителей школы и детского сада из 27 обязанностей Выделили 4 общие трудовые функции и одну дополнительную для руководителя детского сада — организация присмотра и ухода за детьми. По каждой трудовой функции предусмотрели от 8 до 15 обязанностей

Условия допуска к работе руководителем образовательной организации в профстандарте остались прежними:

  • отсутствие ограничений, чтобы заниматься деятельностью в сфере образования, развития несовершеннолетних, педагогической работой;
  • прохождение обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров, внеочередных медицинских осмотров;
  • прохождение аттестации.

Если гражданин хочет стать руководителем государственной или муниципальной образовательной организации или ее филиала, то должен уволиться с другого основного места работы. Обязанности руководителя нельзя исполнять по совместительству (ч. 5 ст. 51 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).

Чтобы принять на работу руководителя образовательной организации учредитель проводит аттестацию и в случае, если кандидат ее прошел — заключает трудовой договор.

Учредитель проводит обязательную аттестацию для кандидатов в руководители государственной или муниципальной образовательной организации. Порядок и сроки проведения аттестации кандидатов учредитель устанавливает самостоятельно (ч. 4 ст. 51 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ

Трудовой договор с руководителем образовательной организации заключают по общим правилам. Исключение составляет только форма договора. Трудовой договор с руководителем государственного или муниципального учреждения заключают по типовой форме, которую утвердило Правительство постановлением от 12.04.2013 № 329. Типовая форма содержит права и обязанности работника и работодателя и ответственность руководителя.

Учредитель может заключить с руководителем организации срочный трудовой договор (ч. 2 ст. 59 ТК). В таком случае учредитель должен указать в договоре срок его действия, иначе считается, что договор заключили на неопределенный срок (ч. 3 ст. 58 ТК).

Для руководителя образовательной организации в трудовом договоре могут установить испытательный срок. Он может быть больше, чем для обычных работников, но не должен превышать шесть месяцев (ст. 70 ТК).

Полномочия руководителя

Руководитель образовательной организации — единоличный исполнительный орган. Его полномочия определяют в трудовом договоре в соответствии с образовательным законодательством и уставом образовательной организации (ч. 3 ст. 26, ч. 6 ст. 51 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).

По профстандарту руководитель должен выполнять четыре обобщенные трудовые функции:

1) управлять образовательной деятельностью организации;

2) администрировать ее деятельность;

3) управлять развитием организации;

4) управлять взаимодействием организации с участниками отношений в сфере образования и социальными партнерами.

Полномочия руководителя включают права и обязанности образовательной организации, которые перечисляет статья 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ. Однако учредитель может перераспределить в уставе эти права и обязанности между разными органами образовательной организации. Коллегиальные органы управления могут иметь право принимать отдельные решения от имени организации. Например, управляющий совет школы может быть наделен правом решать, какую учебную неделю ввести в школе — пятидневную или шестидневную. Если руководитель примет такое решение самостоятельно, то оно будет недействительным.

Руководитель вправе входить в состав органов образовательной организации. Исключение составляют только те органы, которые выполняют функции надзора и контроля. В состав таких органов руководитель входить не может (ч. 2 ст. 276 ТК).

По новому профстандарту руководитель выполняет четыре трудовые функции:

1) управлять образовательной деятельностью организации;

2) администрировать ее деятельность;

3) управлять развитием организации;

4) управлять взаимодействием организации с участниками отношений в сфере образования и социальными партнерами.

Две последние функции внедрили впервые. Заведующий детским садом дополнительно организует присмотр и уход за детьми.

По каждой трудовой функции определили перечень обязанностей руководителя. Подробнее смотрите в таблице.

Трудовые функции и обязанности директора и заведующего

Трудовые функции Обязанности
Управлять образовательной деятельностью Планировать результаты реализации образовательных программ. Организовывать подготовку образовательных программ; коррекционную работу и инклюзивное образование; развивающую предметно-пространственную среду; помощь родителям по вопросам образования; ВСОКО; реализацию требований ФГОС к условиям реализации образовательных программ. Организовывать присмотр и уход; просветительскую и консультативную деятельность с участниками образовательных отношений в школе.

Руководить деятельностью по реализации образовательных программ, в том числе в сетевой форме; психолого-педагогическому сопровождению; созданию условий социализации и индивидуализации развития детей; системой организационно-педагогического обеспечения.

Устанавливать предельную наполняемость и режим работы групп в детском саду.

Формировать систему выявления и развития талантов и способностей детей.

Обеспечивать охрану жизни и здоровья детей и работников.

Администрировать деятельность организации Руководить организацией и управлять ее деятельностью на основе принципов государственно-общественного управления и в соответствии с уставом. Управлять разработкой, актуализацией и утверждением локальных актов; имущественным комплексом; деятельностью по привлечению и контролю использования финансовых ресурсов. Планировать, координировать и контролировать деятельность структурных подразделений.

Организовывать подготовку отчетности, анализ данных отчетов; доступную и безопасную среду; прием, перевод и отчисление обучающихся.

Реализовывать кадровую политику, подбирать и расставлять кадры.

Формировать и поддерживать организационную культуру.

Обеспечивать информационную открытость и доступность; безопасные условия обучения и воспитания детей; комплексную безопасность.

Управлять развитием организации Руководить развитием, прогнозировать его количественные и качественные параметры. Руководить разработкой программы развития совместно с коллегиальными органами управления, управлять ее реализацией, контролировать и оценивать результативность и эффективность реализации программы. Координировать деятельность участников образовательных отношений.

Организовывать самообследование, оценку ресурсов и источников их привлечения.

Планировать образовательную, организационно-хозяйственную и финансово-экономическую деятельности в соответствии с уставом и программой развития.

Обеспечивать условия для образовательных инициатив и инноваций.

Представлять публичную отчетность о состоянии и перспективах развития.

Реализовывать госполитику в сфере цифровой трансформации организации.

Управлять взаимодействием организации с участниками образовательных отношений и социальными партнерами Определять потребности, направления, форматы взаимодействия и ожидаемые результаты. Представлять организацию и обеспечивать взаимодействие с участниками образовательных отношений, органами государственной и местной власти, учредителем, социальными партнерами, СМИ, образовательными и досугово-развивающими организациями и пр. Содействовать деятельности общественных объединений обучающихся, родителей, работников школы; формировать ее имидж.

Оценивать результаты взаимодействия.

Организовывать присмотр и уход за детьми в детском саду Планировать мероприятия и обеспечивать специальные условия для присмотра и ухода. Организовывать и контролировать систему питания. Руководить формированием развивающей социокультурной среды, системы методического обеспечения.

Обеспечивать соблюдение санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.

Прикрепленные файлы:


CHek-list_direktora_shkoly__samoproverka_gotovnosti_k rabote_po profstandartu_rukovoditelya.docx
(23.9 КБ)
(Скачан: 1 раз)
CHek-list_zaveduyushhego_detskim_sadom__samoproverka_gotovnosti_k rabote_po profstandartu_rukovoditelya.docx
(23.7 КБ)
(Скачан: 1 раз)
Ob_utverzhdenii_professionalnogo_standarta_Rukovoditel_obrazovatelnoj_organizacii_upravlenie_doshk.doc
(664.5 КБ)
(Скачан: 1 раз)
20:57
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...