Ноябрь 2019 г. Нейропсихологический подход к логопедической диагностике

МО учителей-логопедов ОО

Орг.проект

Заседания районного методического объединения учителей-логопедов

Тема: «Нейропсихологический подход к диагностике и коррекции речевых нарушений у обучающихся НОО с особыми образовательными потребностями.

Цель: рассмотреть нейропсихологический подход к диагностике и коррекции речевых нарушений у обучающихся НОО с особыми образовательными потребностями;

проанализировать эффективность использования нейропсихологических методик в логопедической работе.

Место и время проведения: РМК

05.11.2019 г., начало 10.00.

Участники: учителя-логопеды образовательных организаций района.

Режим работы:

ВремяМероприятиеОтветственные
09:30-10:00РегистрацияБелякова Е.М., учитель-логопед
 МКУ «ЦППМ И СП «Доверие»,
Руководитель РМО учителей-логопедов ОО
10:00-10:30Презентация «Нейропсихологический подход к диагностике и коррекции
дисграфии у детей младшего школьного возраста»
Белякова Е.М., учитель-логопед
 МКУ «ЦППМ И СП «Доверие»,
Руководитель РМО учителей-логопедов ОО
10:30-11:00«Нейропсихологические технологии в логопедии»
«Использование нейропсихологических методик в логопедической работе»
Титкова И.И. учитель-логопед
 Ирбинской СОШ№6;
Низамутдинова С.Н.
учитель-логопед Рощинской СОШ№17.
11:00-11:40Перевыборы руководителя РМО учителей-логопедов
Разное 
Учителя-логопеды ОО;
Белякова Е.М., учитель-логопед
МКУ «ЦППМ И СП «Доверие»,
Руководитель РМО учителей-логопедов ОО

Формы работы: семинар-практикум; обсуждение «Круглый стол».

Руководитель РМО учителей-логопедов Белякова Е.М.

05.11.2019г.

Курагино

Протокол № 2

Районного методического объединения

Учителей-логопедов ОО Курагинского района.

Присутствует …9… учителей-логопедов ОО Курагинского района.

Тема: «Нейропсихологический подход к диагностике и коррекции речевых нарушений у обучающихся НОО с особыми образовательными потребностями.

По первому вопросу слушали руководителя РМО Белякову Е.М.

Е.М. Белякова представила презентацию «Нейропсихологический подход к диагностике и коррекции дисграфии у детей младшего школьного возраста»

Выводы: коррекционная работа с использованием нейропсихологических методов приводит к оптимизации ВПФ, изменению структуры их дефекта; в ходе коррекции обеспечивается повышение общей психической активности, работоспособности; нейропсихологические упражнения позволяют формировать внимание как целенаправленную избирательную активность, и как навык самоконтроля, улучшается регуляция деятельности; в результате коррекции значительные изменения происходят в сенсомоторной сфере, что приводит к положительной динамике в развитии познавательных функций; под влиянием коррекционного воздействия происходят улучшения аффективной организации психической деятельности, за счёт чего развиваются эмоционально-личностные качества детей, в т. ч. в звене регуляции.

По второму вопросу слушали учителей-логопедов ОО.

Титкова И.И. учитель-логопед Ирбинской СОШ №6.

И.И. Титкова рассказала о системе работы по теме: Нейропсихологические технологии в логопедии

Для правильного планирования коррекционной работы логопедам необходимо знать научные факты о формировании мозговой организации психических процессов и базовых закономерностях детской нейропсихологии:

неравномерность и гетерохронность;

поэтапность;

дифференциация и интеграция процессов;

смена детерминат-причин;

пластичность.

Концепция мозга, разработанная А. Р. Лурией, на основе изучения нарушений психической деятельности при различных локальных поражениях центральной нервной системы доказывает, что мозг может быть разделён на три основных блока, которые имеют собственное строение и роль в психическом функционировании:

1.Энергетический.

2.Приём, переработка и хранение экстероцептивной информации.

3.Программирование, регуляция и контроль за сознательной психической деятельностью.

Дизонтогенез связан со сбоем межполушарного взаимодействие. Существует 3 уровня организации такого взаимодействия. Дефицит на любом из трех уровней отражается на двигательной сфере ребенка. В 3-4 года начинается дифференциация корковых отделов двигательного анализатора. Именно на этом этапе онтогенеза появляется связь движений и речи, закрепляется функциональный приоритет лобных отделов полушария.

В нейропсихологии применяется метод замещающего онтогенеза (МЗО), поскольку с его помощью можно развивать высшие психические функции (ВПФ) путем воздействия на сенсомоторный уровень.
Основные задачи, которые решаются в процессе МЗО (метода замещающего онтогенеза):

1. Формирование у ребенка осевых (телесных, органных, оптико-пространственных) вертикальных и горизонтальных сенсомоторных взаимодействий. Таковыми являются, например, язык—глаза, руки—ноги—дыхательная система, суставно-мышечная—дыхательная системы и т.п. Формируемое на этом уровне сенсомоторное обеспечение всех психических функций с необходимостью, в силу единства мозговой организации, активирует общий энергетический, эмоциональный и тонический статус, гармонизирует нервно-соединительнотканные взаимодействия.

2. Формирование у ребенка оптимального для него уровня произвольной саморегуляции. А поскольку произвольная саморегуляция человека прямо зависит от обобщающей и смыслообразующей функции речи, способности к построению самостоятельного продуктивного речевого акта, интеллектуальных процессов, завершающий этап МЗО акцентирует автоматизацию именно этих форм психической деятельности

Внедрение метода замещающего онтогенеза в коррекционную практику позволит оптимизировать работу логопедов и дефектологов.
Поэтому комплексный подход к преодолению речевых и интеллектуальных расстройств в детском возрасте должен активизировать энергетического потенциала организма. Прежде всего через:
1. Повышение пластичности сенсомоторного обеспечения психических процессов (1-й ФБМ) посредством дыхательных упражнений, массажа и самомассажа; через работу с мышечными дистониями, патологическими ригидными телесными установками и синкинезиями посредством оптимизации и стабилизация общего тонуса тела (растяжки и релаксация), расширения сенсомоторного репертуара и преодоления патологических ригидных телесных установок и синкинезий, формирования и коррекции базовых сенсомоторных взаимодействий

2. Формирование операционального обеспечения вербальных и невербальных психических процессов (2-й ФБМ) посредством соматогностических, тактильных и кинестетических процессов, зрительного гнозиса и пространственных представлений (освоение телесного и внешнего пространства, пространственные схемы и диктанты, конструирование и копирование, логико-грамматические речевые конструкции.

3. Формирование смыслоообразующей функции психических процессов и произвольной саморегуляции (3-й ФБМ) посредством формирования навыков внимания и преодоления стереотипов; программирования и самоконтроля; коммуникативные навыки.
Из всего выше сказанного можно сказать, что роль нейропсихологии и ее место в решении интеллектуальных и речевых проблем детей очень значима. С одной стороны она позволяет узнать, какие зоны мозга и какие функциональные системы оказались нарушенными или в свое время несформированными, и тем самым подойти к причине трудностей, испытываемых ребенком на любом возрастном этапе его развития или воспитанников в развитии, а с другой - она обладает специальными методами обучения, которые могут оказать помощь в преодолении этих трудностей. Благодаря нейропсихологическому анализу данных диагностики позволит безошибочно определить структуру дефекта и правильно спланировать коррекционную работу всех специалистов. Такой системный подход в коррекционной работе, предполагающий прямое воздействие не только на страдающее звено или функцию, но и на все функции и процессы. Отсюда вытекает необходимость целенаправленной педагогической деятельности по преодолению дефектов речи с опорой на сохранные звенья.

Низамутдинова С.Н. учитель-логопед Рощинской СОШ№17.

С.Н. Низамутдинова представила тему: «Использование нейропсихологических методик в логопедической работе»

В последнее время увеличилось количество детей, имеющих нарушения в развитии. Трудности при освоении программного материала возникают не из-за детской лени, а вследствие особенностей развития головного мозга современных детей. Чтобы помочь детям скорректировать имеющиеся нарушения, оправдано применение нейропсихологических методик.

Нейропсихологические методики представляют собой совокупность специальных методов, направленных на компенсацию поврежденных функций головного мозга. Нейропсихологическая коррекция актуальна для детей любого возраста, её применение дает положительную динамику при дизонтогенезе различного вида (ЗПР, УО, ТНР, СДВГ, ДЦП, РДА и др.).

Обучая детей со сложным дефектом невозможно опираться на методики и технологии одной научной области. Необходимо обобщение опыта различных специалистов, либо освоение мультимодальных профессий.

Нейропсихологическая коррекция является отличным дополнением к основной коррекционной программе, и реализуется не вместо неё, а вместе с ней. Нейропсихология позволяет глубже взглянуть на проблему, выявить причину этого нарушения и выстроить грамотную программу сопровождения. У детей, имеющих сложности в обучении, прослеживается слабость высших психических функций и межсистемного взаимодействия, нейропсихология же помогает сформировать эти базовые функции для дальнейшего успешного обучения.

В нейропсихологической работе выделяют четыре основных этапа:

1.Диагностика. Обследование ребенка, выявление особенностей его развития, а также создание программы коррекционной работы.

2.Установка. Создание установки активного сотрудничества и взаимодействия, мотивации для плодотворной работы.

3.Коррекция. Реализация программы коррекционной работы с правом изменения сроков, объема и содержания программы (в связи с контролем зоны ближайшего развития).

4.Оценка. Фиксация результата коррекции после контрольного нейропсихологического обследования.

При проведении диагностики актуально использование специальных материалов: диагностический комплект “6 фигур”, “Два по три слова”, опросник для родителей, нейроальбом, протокол предъявления проб, материалы авторов Тейлор и Рей-Остерриц.

Коррекционная деятельность имеет в своей основе три основных направления:

  1. Формирование основ для становления базовых ВПФ
  2. Развитие и коррекция связей межполушарного взаимодействия.
  3. Стимулирование развития познавательных функций

Ведущий метод коррекционно-развивающей работы – метод замещающего онтогенеза. Основа этого метода базируется на воздействии на сенсомоторный уровень, что вызывает активизацию и развитие ВПФ.

Это воздействие ведет к становлению единой организационной системы мозга, реализует полноценное развитие детской личности, а также приносит стабильный результат. На этапе коррекции фонематических процессов и работы по звукоразличению использую нейропсихологические методы А.В. Семенович. Если ребенок путает парные звонкие или глухие согласные, необходимо начать работу с анализа. Четко произносим смешиваемые звуки, контролируя свою артикуляцию перед зеркалом, обращаем внимание на то, в каком положении находится язык, губы и щеки. Учимся запоминать звуки на слух. Произносим несколько звуков или звуковых цепочек подряд до тех пор, пока ребенок не начнет вычленять нужный звук.

Пример некоторых нейропсихологических упражнений, которые могут быть использованы в логопедической работе:

1. Звук спрятался. Попросите ребенка запомнить звук, который вы произнесете. Затем произнесите несколько звуков подряд. Ребенок должен поднять руку, если прозвучит нужный звук.

2. Найди общий звук. Попросите ребенка внимательно прослушать слова и найти в них одинаковый звук.

3. Сколько звуков в слове?. Какой первый, второй, последний?” Назовите слово. Попросите ребенка посчитать, сколько в нем звуков.

4. Слово по звукам. Произнесите слово по звукам, выделяя четко каждый звук. Спросите у ребенка, какое слово получилось. Поменяйтесь ролями.

5. Веселая цепочка. Назовите слово и попросите ребенка придумать следующее, которое начинается на последнюю букву вашего. Следующий этап – усложнение задания.

6. Зашифрованное слово. Предложите ребенку последовательность слов, из первых звуков которых можно сложить новое слово.

7. Скажи слово наоборот. Попросите ребенка сказать предложенное вами слово с конца. Начинайте с коротких слов (кот, дом), постепенно переходя к более длинным.

8. Родственные слова. Попросите ребенка подобрать к заданному вами слову родственные.

9. Буква изменилась. Ребенку предлагается определить (назвать и/или подчеркнуть) букву, от замены которой изменился смысл слова.

Вывод: Комплексное коррекционные воздействие ведёт к формированию единой функциональной системы мозга и обеспечивает полноценное развитие личности ребёнка. Для стимуляции интеллектуального развития актуально введение кинезиологических упражнений, позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие и обеспечить слаженную работу полушарий мозга. Использование нейропсихологических методов и приемов способствует преодолению и коррекции имеющихся у детей нарушений: интеллектуальных, речевых, двигательных, поведенческих расстройств и способствует созданию базы для успешного преодоления психоречевых нарушений, даёт возможность логопедам более качественно вести свою работу.

Перевыборы руководителя: единогласно проголосовали за Титкову И.И., руководителя РМО логопедовОО.

Выборы секретаря: решили утвердить Гора Ю.В.

Разное

Подготовка к следующему РМО по теме:

Мастер-класс: «Формирование алгоритмических умений на занятиях учителя-логопеда, учителя-дефектолога у обучающихся НОО с особыми образовательными потребностями». Время проведения: декабрь-январь

Практический семинар-практикум: Формирование звукобуквенного анализа у обучающихся НОО с особыми образовательными потребностями (ЗПР, ТНР, УО).

Время проведения: март

Секретарь РМО учителей-логопедов: Гора Ю.В.

10:40
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...